На дне Балтийского моря обнаружена советская подводная лодка "С-2"
Подлодка затонула почти 70 лет назад во время войны с Финляндией. Скорее всего, субмарина подорвалась на мине. Теперь место гибели 50 моряков получит статус воинского захоронения.
Поросшие водорослями обломки, гильзы от снарядов, гребной винт - это все, что сейчас можно разглядеть в мутной воде Балтийского моря. Но нет никаких сомнений - это та самая подводная лодка "С-2". Энтузиасты дайверы из Швеции и Финляндии искали ее ровно 10 лет. В 1999 году они натолкнулись на военные архивы, в которых скупо говорилось: в январе 1940 года в районе Аландских островов затонула советская субмарина. Но точных координат места гибели не сохранилось.
Помог внук бывшего смотрителя маяка. Он вспомнил, как 3 января 1940 года видел неизвестную подводную лодку. Она всплыла из глубины и шла в надводном положении, когда неожиданно взорвалась.
Дайверам пришлось обшарить практически каждый квадратный метр дна в этом районе моря, прежде чем они натолкнулись на изуродованный нос корабля. Первоначальная версия о причинах гибели подтвердилась. "С-2", судя по повреждениям, натолкнулся на мину.
Первые советские средние подлодки серии "С" выпускали на Балтийском судостроительном заводе. С 1934 по 1938 год со стапелей сошли несколько десятков субмарин. В то время они считались довольно грозным морским противником.
В советских архивах сохранилась вся история "С-2". Ее спустили на воду в 1935 году, но в первый боевой поход она отправилась лишь в ноябре 1939 года. Перед экипажем стояла задача: пройти через Ботнический пролив и уничтожить морские укрепления противника. СССР в то время воевал с Финляндией. 3 января 1940 года в 4.20 минут с борта пришла последняя радиограмма. Больше ни о самой лодке, ни о ее экипаже, в котором было 50 человек, никто не слышал.
Игорь Курдин, руководитель клуба моряков-подводников: "Это была первая боевая потеря советского подводного флота".
Шансов выжить у подлодки в то время было немного, считают моряки. В том районе моря советские военные практически не бывали. У капитана были лишь неточные карты, и он ничего не мог знать о глубинных течениях.
Сейчас точные координаты погибшей субмарины засекречены. По международному праву она считается воинским захоронением. Все данные поисковики пока передали шведским военным, которые и будут принимать решение о дальнейшей судьбе находки.
http://www.1tv.ru/news/social/145440 ---------
История и гибель подводной лодки С-2
10.06.2009
«С-2»
подводная лодка IX серии
Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под заводским номером 267 и литерным обозначением «Н-2». 21 декабря 1935 года подводная лодка спущена на воду и 11 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 года субмарина получила обозначение «С-2». К началу Советско-финляндской войны корабль входил в состав 13-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ.
28 ноября 1939 года «С-2» под командованием капитана 3 ранга Мороза Ивана Алексеевича вышла на позицию № 16 у северной оконечности острова Готланд «для наблюдения за шведским флотом и возможного противодействия кораблям Антанты». Как и ожидалось, ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось, и уже 6 декабря подводная лодка вернулась в Либаву, где встала на ремонт, который затянулся до 24 декабря.
1 января 1940 года «С-2» ушла в свой последний поход.
К этому времени лодкой командовал капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович (вступил в должность 17 декабря). На борту субмарины были так же командир 13-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич и флагманский штурман 1-й бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Колесников Василий Кириллович.
Вечером 2 января 1940 года «С-2» достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена.
3 января 1940 года в 04.20. была получена последняя квитанция с «С-2». Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа до последнего времени достоверно ничего не было известно.
Вероятно, подводная лодка погибла 3 января 1940 года на минах, выставленных в 9-14 декабря 1939 года финским минным заградителем «Лоухи» в проливе Южный Кваркен у острова Маркет.
Есть данные, что летом 1999 года остов субмарины обнаружен в этом районе шведскими поисковиками. По второй версии «С-2» стала жертвой льдов или мины, когда уже возвращалась в базу. 14 января плавбаза «Смольный», а 21 января лидер «Минск» якобы принимали сигналы с «С-2», но связь наладить так и не смогли.
«С-2» стала единственным кораблем РККФ, погибшим в «Зимней войне».
2 боевых похода
30.11.1939 - 06.12.1939
01.01.1939 - +
из книги "Подводные лодки в "Зимней войне"" Александра Розина:
До 3 января с ПЛ «С-2» действовавшей в Ботническом заливе поддерживалась нормальная двухсторонняя связь. Последним сигналом с ПЛ была квитанция, данная ею в 4.20 на радиограмму заместителя командующего КБФ, в которой ей разрешалось форсировать пролив Южный Кваркен. На этом связь с ПЛ оборвалась, ни на какие запросы она больше не отвечала.
По всей вероятности погибла на минном заграждении выставленном финнами в районе к осту от маяка Меркет. В дальнейшем, вплоть до 25 января, командование КБФ пыталось выйти на связь с пропавшей ПЛ, но тщетно. По истечению срока автономности ее плавания, 3 февраля 1940г. ВС КБФ направил НКВМФ доклад, в котором, учитывая все обстоятельства исчезновения лодки, пришел к выводу, что «С-2» погибла со всем экипажем (50 человек).
Скорей всего, лодка погибла на минном заграждении, выставленном финским МЗ «Лоухи» в нескольких кабельтовых западнее фарватера, которым пользовались наши ПЛ. Из-за отсутствия у наших моряков лоций пролива, информация о его течениях и даже точных карт, сделать такое предположение вполне закономерно, хотя существует и другая, маловероятная, но теоретически возможная версия развития событий.
Дело в том, что 14 января находившаяся в Либаве плавбаза подлодок «Смольный» трижды приняла слабые радиосообщения на волне ПЛ 1-й БПЛ. Отчетливо разбирались лишь позывные и знак окончания работы, сам же текст разобрать было невозможно. Если предположить, что коротковолновый передатчик «эски» вышел из строя и пришлось пользоваться маломощным длинноволновым, все как будто становится на свои места. 18 января на «С-2» был передан приказ оставить позицию и вернуться в базу. И хотя ответа не последовало, лидер «Минск», находясь южнее Ханко, 21 января в 2.41 донес: «ПЛ С-2 слышу, связи не имею». Попытки наладить связь с «эской», продолжавшиеся еще двое суток, не дали результата. Вечером того же дня командование КБФ запросило из штаба бригады поименный список экипажа «С-2».
Что же могло произойти с лодкой, если все-таки допустить, что сигналы в эфире были чем-то большим, чем простыми атмосферными помехами? Поскольку финны не признают свою причастность к уничтожению корабля, напрашивается версия, что при возвращении ПЛ стала жертвой льдов.
Группа шведско-финских дайверов обнаружила в шведских территориальных водах на дне Ботнического залива затонувшую советскую подлодку С-2.
http://yoltica.com/ru/articles/2384/ist ... i_s_2.html
-------------
— 09.06.2009 05:24 —
У берегов Швеции обнаружена советская подводная лодка
В территориальных водах Швеции обнаружена советская подводная лодка «С-2», затонувшая 3 января 1940 года во время войны с Финляндией и ставшая первой, погибшей в боевых условиях. Находку сделала группа шведских поисковиков, которые с помощью подводной камеры с дистанционным управлением два года назад нашли недалеко от Аландских островов еще одну субмарину «Щ-305».
Подлодка считается воинской морской могилой, точное ее местоположение будет сообщено соответствующим шведским инстанциям, которые примут окончательное решение о публикации координат или сохранении их в секрете.
«Мы начали поиск «С-2» десять лет назад, и каждое лето безрезультатно исследовали предполагаемый квадрат ее гибели. Надежда практически иссякла, когда вдруг сонар обнаружил подлодку. Носовой отсек был взорван - видимо она подорвалась на мине. Поэтому идентификация заняла очень длительное время», - рассказал подводник- поисковик Бьорн Русенлеф.
Гибель субмарины «С-2» в проливе Южный Кваркен была первой боевой потерей подводников, к тому же она оказалась самым крупным по водоизмещению кораблем, погибшим в ходе этой войны. Кроме того, это был первый случай массовой гибели личного состава флота время боевых действий - пропали без вести все 50 человек экипажа. ИТАР-ТАСС
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/06 ... 0423.shtml